Интервью с Мастером

Интервью с Мастером

Евгений Никифоров, автор сайта www.dmcues.ru, в дальнейшем ЕН:
Дима, у меня первый вопрос. Я думаю, мы не будем обсуждать вот это всё : где ты родился, где учился и так далее. Скажем, ну чтобы люди понимали, что ты 1979-го года рождения.
Дмитрий Михайлович Мартьянов, в дальнейшем ДМ: Да.
ЕН: Как ты впервые сыграл в бильярд?
ДМ: Да мы просто ходили с друзьями на дискотеки, в клубы… как правило тогда везде были бильярдные столы….
ЕН, прерывает: Какой год был примерно?
ДМ, усиленно вспоминает: Слушай, это, наверное, мне вообще могло быть лет четырнадцать, то есть девяносто третий год, да. В девяносто третьем году, наверное, я впервые сыграл на бильярде.
ЕН: Это был жетонный пул какой-нибудь?Кии ручной работы Дмитрия Мартьянова
ДМ: Да-да, испанские столы SAM strongbilliards.
ЕН: Я краем уха от тебя слышал, что ты… А-а-а, ты не то химик, не то физик-ядерщик какой-то?…
ДМ: Да, я недоучился в МИФИ, ушел с третьего курса (МИФИ — Московский инженерно-физический институт)…
ЕН: Почему?
ДМ: А потому что я уже стал подрабатывать тем, что я решал задачки по матанализу, по информатике, по физике, по черчению. Я ездил по всей Москве, сдавал за ребят зачеты, курсовые и так далее. Таким образом я зарабатывал, а, соответственно, днём я играл. Потому что так или иначе я приходил в институт, а бильярдная у нас была прямо напротив института, в кинотеатре «Мечта». Вот днём я там играл, а потом уже приезжал домой и ночью уже чертил, решал задачи и так далее.
ЕН: Как ты вообще пришел к тому, что мы получили вот это «ДМ» на турняке, как ты сделал свой первый кий, как это все получилось?
ДМ: Получилось следующим образом. Уйдя из института, я устроился работать маркером. Там же, недалеко открылась бильярдная на Кантемировской, называлась она «Легальный шар». Кии ручной работы Дмитрия МартьяноваВ этой бильярдной я два года проработал маркером. Когда я услышал, что открылась бильярдная, мы туда пришли. В первый день я подошел к управляющему и сказал, что я хочу быть маркером. Раньше в обязанности маркера входило и расставлять шары, и собирать шары, и играть с посетителями клуба, и общаться с ними, соответственно, и советовать, и помогать с приобретением кия, с его ремонтом и т.д…. То есть маркер был не тот человек, который сидит на кассе. Он принимал активное участие в жизни бильярдного клуба. Вот, соответственно, тогда я и заказал себе свой первый кий, это была мастерская в бильярдном клубе «Академия», Ташкентская,38, это станция метро «Кузьминки», клуб находился в подвале, называлась мастерская «Б-А-Л-И-В-Е». Там было три учредителя, то есть каждые две буквы — это инициалы каждого учредителя. По аналогии с мастерской «Вантекс». То есть в мастерской «Вантекс» на тот момент было шесть учредителей, и каждая буква была первой буквой фамилии одного из учредителей…
ЕН: Не знал.
ДМ: Собстственно, там я вот заказал свой первый кий. И потом, когда я уже ушел из бильярдной с работы маркера, то в этой мастерской мне сказали, что они набирают людей делать кии. Соответственно, мне было это интересно. И я устроился туда работать, в эту мастерскую, делать кии. Насколько я помню, что ушел я из бильярдной, перестал быть маркером там из-за разногласий с руководством.
ЕН: Это какой год был?
ДМ: Слушай, ну какой же это мог быть год-то, какой-нибудь девяносто шестой, наверное… Девяносто седьмой… Мне было восемнадцать лет… Потому что в девяносто восьмом году я как раз уже пришёл в мастерскую и уже сделал свой первый кий. Он был самый простой. Модель у нас называлась «Гоблин»… этот кий был элементарный, это был турняк просто из ясеня и шафт просто из граба, то есть не было никаких переклеек, ничего…
ЕН: «Гоблин» — это твое название?
ДМ: Нет, это не мое название, это название которое придумала мастерская. И там стоимость такого кия на тот момент, по-моему, была 50 долларов.
ЕН: Сколько доллар тогда стоил? Не помню…
ДМ: Тогда доллар стоил 6 рублей, то есть это получается 300 рублей.
ЕН: Вопрос о твоих кумирах в киестроении. Ты мне в своё время об этом говорил, эти фамилии называл… сейчас мы переносимся год в девяносто седьмой, то есть были совершенно другие мастера, другие кумиры у игроков и так далее. Поподробнее расскажи, как, откуда ты что-то перенимал, ну и фамилии.
ДМ: Слушай, я только-только начал играть. Какие мастера, какие кумиры? Я толком ничего не знал. Соответственно, я пришёл работать в подмастерья, в мастерскую…
ЕН, беспардонно перебивает: А, кстати, до того, как ты сделал свой первый кий, у тебя был какой-то опыт работы с деревом?
ДМ: Я с детства занимался судомоделизмом. Соответственно, я пришел работать в мастерскую подмастерьем, и я делал ровно то, что мне говорили… Поповские кии, мы тогда уже знали…
ЕН: Это Бойко, или ещё активно можно было купить работы Чемоданова?
ДМ: Нет, активно нельзя было купить. Это уже было раритетом. Тогда еще в ходу были кии Бориса Михайловича Фролова. Очень популярны тогда были кии Казанской мастерской… «Вантекс», как раз…Кии ручной работы Дмитрия Мартьянова
ЕН: Расскажи про Бориса Михайловича Фролова…
ДМ: Борис Михайлович Фролов тоже очень старый, очень известный на то время мастер. Очень многие ведущие игроки играли его киями. Был Валентин Богомолов…
ЕН: Ты мне в своё время говорил, что Витя Фёдоров для тебя также был авторитетом…
ДМ: Да, безусловно.
ЕН: А здесь, раз мы говорим сейчас про других мастеров, то есть у меня вопрос — как ты с этими мастерами сводился? В бильярдной знакомился случайно?
ДМ: Дело в том, что я со всеми этими мастерами лично познакомился и начал общаться, когда я уже проработал больше 10 лет. У меня уже был определенный опыт, у меня уже был свой взгляд на то, что я делаю, на то, что делают другие. И в любом случае у меня был интерес ко многому… Ни с кем не было никаких знакомств за столом, ни в бильярдных. Как правило, это всё могли быть случайные встречи в фирме по закупке дерева. Либо ты ищешь дерево, тебе дают контакт, ты знакомишься. И дальше всё зависит уже от людей. Кто-то идет на контакт, кто-то не идет на контакт. Я могу сказать так, что мы познакомились с Сашей Ефремовым и мы очень близко дружим с тех пор. Тоже очень старый, очень хороший мастер.
ЕН: Твое мнение по киям Андрея Большакова? Был такой покойный мастер, он был, по-моему, чемпионом Европы по авиамоделированию?
ДМ: Чемпионом Мира.
ЕН: Да, и якобы ходили такие легенды, что он там на каком-то авиационном станке делал свои запилы корона, а шафты — это целиковые шафты без переклейки, то есть только снизу идет корона буквально четырехсантиметровая, а дальше идет целиковый кусок граба… вот как ты к таким киям относишься?
ДМ: Здесь надо понимать следующее, что изначально кии стали переклеивать из разных кусков дерева по одной единственной причине: чтобы их не вело. Потому что найти прямослойный кусок древесины нужной плотности, который был бы вот, ну, длиной, там, полтора метра…
ЕН: Нереально.Кии ручной работы Дмитрия Мартьянова
ДМ: Практически нереально, да, Можно перелопатить тысячу брусков и найдется один вот такой, и из него сделать кий. Этот кий будет играть и формально получается так, что вроде никакой особой работы нет, но стоимость такого кия будет равна стоимости 1000 брусков. Поэтому стали переклеивать. А дальше, я думаю, пошел обычный эволюционный процесс, что стали обращать внимание на разные вещи… То есть, во-первых, безусловно, красота, да? Это когда ты из разных пород что-то клеишь… Потом стали обращать внимание на то, что по-разному кии балансируются, можно делать разные профили…Я не думаю, что изначально кто-то, делая кии, задавался вопросами игровых качеств. Скорее всего, процесс шёл просто сам собой. Кто-то что-то сделал, у него что-то получилось. Он на это обратил внимание, попробовал сделать то же самое ещё раз. Ещё раз получилось. Ещё раз, ещё раз. Получилось 10 раз. И тогда понятно, что таким вот опытным путём достигается тот или иной результат.
ЕН: Тогда вот у меня спонтанный вопрос, который всплыл сейчас. Как далеко наше киестроение ушло?
ДМ: Если говорить именно про столярную работу, сложность каких-то переклеек, то… Слушай, до XVIII века были кии, которые склеены были гораздо сложнее, чем то, что делается сейчас. Были более сложные модели, которые сейчас никто не делает. Да, любые переклейки, которые сейчас делают любые мастера, говорят, что они какие-то там очень сильно новые, на самом деле это не так… Я не говорю здесь, что кто-то что-то скопировал, плагиат… Я не об этом. Потому что там абсолютно естественные истории, когда люди одно и то же придумывают одновременно. Как с радио история. Какие изменения основные? Изменились материалы. Сейчас появились новые материалы. Карбон, кевлар и так далее. Сейчас появились другие клея. Которые одинаковые, то есть в отличие от клеев, которые когда-то нужно было варить, и хочешь не хочешь, ты их мешал сам, готовил их сам — режимы приготовления как-то отличались, и у качества клея была некая погрешность… Сейчас этого ничего нет. Мы сейчас покупаем клея промышленные, они все время одинаковые. Мы получаем гораздо более одинаковый результат. Оборудование стало более точным, чем было тогда. Изменились породы дерева, с которыми работаю. Просто потому, что за эти 150 лет что-то вырезали окончательно и они просто пропали. Какие-то породы появились заново, которые раньше особо не использовали.
ЕН: Ну то есть работать, наверное, в 2024 году стало чуть-чуть попроще, если мы отбрасываем всякие санкции?
ДМ: У прогресса другая сторона: когда всё автоматизировано, то тяжелее, а дерево всё-таки материал не одинаковый, тяжелее чувствовать то, что ты делаешь. Если мы берем время 150 лет назад, дерево сушилось определенным образом. Это всегда было долго. И качество древесины, в принципе, было лучше, чем та древесина, которая есть сейчас. Поэтому в чем-то лучше, в чем-то хуже.
ЕН: Теперь мы начинаем по нюансам. Баланс Кия. Есть люди, которые очень сильно загоняются на эту тему. Такой глобальный вопрос о балансе, потому что для многих это очень важно.
ДМ: Я понял. Тогда начнем со следующего, что тогда, когда я начинал играть, то основная масса киев, которую я держал в руках, это были кии с балансом 38-39, максимум до 42. То есть среди тех, с кем я играл и общался, 42 считалось передним балансом. А вот 40 это был такой нормальный, средний и так далее. Потом надо понимать, что кии тогда были другие. Они были тоньше. И, соответственно, в киях было больше свинца. И баланс уходил назад. Манера игры была другая. При этом, если мы берём кии того же времени, но мы берём не Москву, а, например, берём Питер, то в Питере чаще как раз даже в то же время были кии с балансом 45-44…..Ты понимаешь, я пытаюсь рассказать про то, что всё равно всё зависело от того, где играли люди, какие традиции сложились у них на местах. Потому что даже в те же времена, 30-40 лет назад, кии на Украине были с передним балансом, питерские были с передним балансом. Вот в Москве большинство киев было с задним балансом, по нынешним понятиям.Кии ручной работы Дмитрия Мартьянова
ЕН: Как он у тебя уходил вперёд со временем?
ДМ: Со временем пошёл спортивный бильярд. Люди стали много играть, много тренироваться, им стала нужна какая-то стабильность, и эта стабильность, она достигалась тем, что стали делаться кии, которыми можно играть надежно на одной половине стола, допустим, с какими-то простыми выходами, и этого хватало для победы. То есть, сложные удары уже необходимости делать не нужно. Да, и, соответственно, кии стали меняться. Кии стали становиться толще, они стали становиться жёстче. Меняться профиль. И баланс, как, в общем-то, он там сам с собой ушёл вперёд. Вот и всё. А так…
ЕН: Что касательно цифры баланса, то… Как ты на глаз сразу, в зависимости от профиля, говоришь, что здесь будет 39 баланс, здесь 45?
ДМ: Это просто обычная насмотренность, обычный опыт. То есть многие кии в руках передержал, очень много чего перегружал, переделывал. Вот, и поэтому понятно, сколько свинца будет лежать, какой будет баланс.
ЕН: То есть, грубо говоря, и спокойно с балансом 39, можно стать чемпионом мира?
ДМ: У меня даже есть один очень яркий пример.
ЕН: Приведи его, пожалуйста.
ДМ: Евгений Сталев.
ЕН: Опа! Поподробнее.
ДМ: А что здесь подробнее? Здесь все просто. Он же, по-моему, чуть ли не шестикратным чемпионом мира стал, играя одним-единственным киём, который весил 680 грамм с наклейкой 11 с балансом в 39. А на самом деле, просто что касается баланса, то на мой взгляд, там как бы не очень правильная цифра, потому что…
ЕН: Что ты имеешь ввиду?
ДМ: А на самом деле, просто что касается баланса, то на мой взгляд, там как бы не очень правильная цифра, потому что…о чём она говорит? Она говорит только о том, на какое расстояние ты можешь брать правой рукой кий за турняк. Собственно, всё. Вот больше она ни о чём не говорит.
ЕН: Груз из себя что представляет? Люди не знают, которые не залезали в кий. То есть это круглый шарик, это пластина….
ДМ: Как правило, это свинцовый стержень. Но, соответственно, кто-то грузит стальными стержнями, кто-то грузит свинцовым стержнем, который вклеен в медную или алюминиевую трубку, кто-то подмешивает свинец, различные присадки олова, бобиты. Дальше кто-то грузит кусочками по 2 сантиметра и как-то их распределяет. Если мы берем старые кии, которые грузили сбоку, то там могло быть всё, что угодно.
ЕН: А груз меняется от поставщиков, которые привозят? Или груз ты делаешь сам?
ДМ: Грузы я делаю сам.
ЕН: Ты их на каком-то станке вытачиваешь?
ДМ: Нет, я отливаю их в форму. В форму, в которую заливается свинец, остывает и получается груз. Я гружу и сейчас гружу разными грузами. Все зависит от кия. То есть, какой-то могу загрузить там 14 грузом, какой-то 16…
ЕН: Что такое 14 и что такое 16?
ДМ: Я имею ввиду сейчас диаметр груза. Вот. Значит так, мы немножко просто отвлеклись. Потому что вопрос был по балансу и о том, что я считаю, что некорректная цифра. Это, собственно, пример, который я приводил, что когда мы начинаем грузить разными диаметрами, то мы формально попадаем в те цифры, которые от нас требуются. Но все эти кии, они будут абсолютно по-разному лежать в руках. И соответственно, абсолютно по-разному играть. Здесь другое понятие у нас на самом деле более важное возникает. Это распределение массы по кию… то есть я не знаю каким числовым показателем можно характеризовать, таким вот понятным, доступным для всех, но показатель этот гораздо важнее чем цифра. Точно так же по поводу баланса, там есть хороший пример, что возьмите, прикрутите бумажную трубку к кию сзади длиной 10 сантиметров. У вас ничего не изменится, у вас вес кия не изменится, а баланс станет больше на 10 сантиметров. Поэтому здесь нужно подбирать как бы и вес, и балансировать кий, исходя уже из каких материалов он сделан.
ЕН: Такой же вопрос, как и по балансу — по наклейке. Это тоже вопрос, с которым очень многие бильярдисты заморачиваются. Ты мне как-то «пропел вообще целую песню» про идеальный диаметр наклейки. Ты очень долго мне все это говорил и пришел к цифре 12,65… Ну и 5 лет тому назад или когда — 4(???) у нас появились облегчённые шары… то есть на сленге их народ называет теперь 68(старые) и 67(лёгкие)…Кии ручной работы Дмитрия Мартьянова
ДМ: С наклейкой на самом деле всё очень просто — касательно цифры 12,65 — я не помню, кто считал, вроде кто-то из американских исследователей киёв… и он высчитал, что диаметр, оптимальный для игры — это 12,65. Мои личные наблюдения: да, при диапазоне наклейки от 12,6 до 12,7 достаточно высокая стабильность при сыгрывании чужих, и при этом можно спокойно крутить, да? То есть давать нормального винта. Вот, потому что хочешь ты или не хочешь, значит, как только у тебя наклейка больше чем 12,7 — там, 12,9, 13 — будет какой-то отброс. То есть наклейка будет выдавливать шара с траектории. То есть, вы будете бить с правым винтом, и шар будет всегда чуть-чуть уходить левее… Он просто будет его выдавливать… И, наоборот, когда наклейка тоньше, чем 12,6, а вам нужно попадать в центр шара, вы всегда будете давать какой-то небольшой винт, который вам не нужен. И очень часто будет попадание почти в лузу: то есть вот прям рядом, но забития нету… ну и соответственно это все там как правило решается просто сильными ударами — тонкой наклейкой можно зато сильно ударить, и шар упадет за счёт того, что он продавит губу.
ЕН: Вытекающий вопрос — это новые шары… пулисты играют с колчаном из кучи киёв, может быть игроку в русский нужно иметь сейчас либо два кия, либо один турняк и два шафта, один под 67 шары, один под 68-е???
ДМ: Это всё пока не своевременно, по другой причине, что если мы берём бильярдные в разных концах нашей страны, то: разные столы по качеству, разная бортовая резина, разное сукно, разный износ сукна и шаров, по-разному вырезаны лузы, и спортсменам многим приходится возить с собой по 3, по 4 кия, потому что они просто не смогут играть. И в данном случае история с облегченными шарами, она ну почти такая же.
ЕН: А вес кия? То есть в Москве, там, в каком-нибудь клубе «База», рядом с которым мы с тобой интервьюируемся, или во Дворце бильярдного спорта, может быть, достаточно там 680-690 грамм, а где-нибудь на другом конце страны нам нужно не меньше 710-и???? Твое мнение по этому поводу?
ДМ: Ну, конечно, так и есть. Потому что могут быть какие-нибудь там, не знаю, китайские шары, лысое сукно, не очень качественный стол, нет раската… и для того чтобы получить там тот раскат, который тебе нужен ты вынужден всегда бить сильно… А киём весом в 680 грамм ты просто часть этих ударов сделать не сможешь… и ты вынужден играть киями в 710 грамм…
ЕН: Длина кия…
ДМ: Что-то люди хотят — ну хотят так — значит сделаю так… а на самом деле как бы здесь есть две вещи! Первое — это размах рук человека, и надо отталкиваться от этого: то есть кто-то может быть низкого роста, но с очень длинными руками, и, соответственно и наоборот: рост большой, ручки коротенькие…
ЕН: А помнишь, раньше теории были про то, что длину рук надо замерять??
ДМ: Это всё тоже такие показатели… которые, по большому счету, ни о чем не говорят… я думаю, что кии вот эти вот длинные, которые 165 и так далее, они появились, скорее всего, по другим причинам… ты берешь обычный кий на метр шестьдесят, грузишь его на сорок пять, плюс он у тебя какой-нибудь толстый и так далее, и там чаще всего он выходит жесткий, ему может не хватать упругости. И на части ударов это сказывается негативно, потому что жестким киём ты можешь делать только короткие удары. И, соответственно, дальше уже (скорее всего) спортсмены просто пошли по такому пути, что они стали удлинять кий (смеётся)… для того чтобы (формально) у них вроде как баланс передний сохраняется, но при этом еще и появляется упругость: просто за счет длины кия (продолжает смеяться)… хотя, скорее всего, я думаю что такая длина кия не нужна…Кии ручной работы Дмитрия Мартьянова
ЕН: Кии для пула, карамболя, снукера… Мне кажется, ты обожаешь их делать… Это что-то новое, оно тебя тянет, или старое, или для тебя это отдых от основной твоей работы, то есть от киёв для русского… Если ты там с нашими киестроителями, киепроизводителями — у тебя есть какие-то ориентиры, то здесь что? Я не знаю, ты «гуглишь» там Джона Перриса, Тревора Уайта?
ДМ: Скорее интересно, может быть действительно некий отдых, условно говоря, от основной работы. А так — да кий он и есть кий, неважно для какого бильярда, то есть для того, чтобы сделать кий для пула, нужно представить себя игроком в пул. Что он этим кием делает. И делать вот этот вот кий для себя. Для карамболя — то же самое, для снукера — то же самое. Они вроде как бы все разные, но принципы, именно сам подход к кию, он же одинаковый для любого вида бильярда. Здесь есть некий интерес в том, что тебе нужно на этот момент стать пулистом, снукеристом, карамболистом. И здесь немножко загрузить свою голову этим. А так принципы, исходя из которых делают кии, они одинаковые для всего.
ЕН: Ты мне про снукерные расскажи, про ясень. То есть, кривой ясень, ровный ясень, чёрный ясень. Основная же часть снукерного кия — это ясень… Почему так ценится Пэрис? Почему — Тревор? (* Тревор Уайт — известный валлийский мастер снукерных киёв)
ДМ: Ну, здесь вопрос не в том, что Пэрис ценится. То есть, вообще, если мы берем, как бы, английскую традицию изготовления киёв, то по столярке они, в принципе, достаточно простые, там нет ничего сложного. Они традиционно очень большое внимание уделяют качеству дерева, да, и в чем это выражается? У них абсолютно идеальный вариант ясеня — это когда он абсолютно прямослойный, то есть все слои параллельны друг другу. Это вот самый хороший ясень. Тоже хороший, но чуть-чуть меньше ценится, это когда есть какой-то косослой. Но, в общем-то, самое важное требование к такому ясеню — это параллельность слоев. То есть, чтобы на протяжении всей длины шафта все слои дерева — они были параллельны один другому. Для чего это нужно? Здесь есть две вещи. Первое, что косослой или не косослой, но если слои параллельны, кий не будет вести, он всё время одинаковый. Второе, что на снукерных киях всегда есть лыска. Она всегда в одном и том же месте. Кий по-разному будет гнуться. Вот вы держите кий лыской вверх…
ЕН, нагло перебивает в неподходящий момент: я единственный человек в Москве, кто держит кий лыской вниз…Кии ручной работы Дмитрия Мартьянова
ДМ: Не суть. Здесь скорее важно другое, что кий по-разному гнётся. Когда особенно есть какой-то косослой, он будет вверх гнуться вот так, а вниз — меньше. И, соответственно, дальше уже ясень, который имеет, скорее, там уже правильнее будет говорить, не косослой, а какой-то кривой слой, какой-то изогнутый, вот такой ясень уже будет меньше ценится, потому что он недолговечен, и не очень понятно, как он гнётся, то есть, у него не будет линейной какой-то зависимости, и такой шафт, он не будет равномерно передавать информацию от удара. Вот, собственно, и всё. И дальше мы просто приходим к тому, что, опять-таки, для выбора абсолютно прямослойного ясеня, мы переберем 200 досок, для кривослойного и параллельного косослоя, да, но, параллельного, мы переберём 100 досок, а всё, что осталось, мы пускаем на дешёвые кии, то есть всё, что самое плохое с сучками, непонятное, всё идёт на ресты.
ЕН: А сколько ты примерно сделал киев для снукера за всю свою жизнь?
ДМ: Мне кажется, около 10.
ЕН: А для пула?
ДМ: Да тоже около 10.
ЕН: То есть это все-таки что-то такое, что бывает там один раз в год?
ДМ: Ну, да.
ЕН: А это чаще всего у тебя делают люди, которые играют в русский? Говорят, о, Дим, а я заодно тут в снукер играю, сделай мне кий для снукера?
ДМ: Нет, я здесь скорее посоветую купить что-то там китайское, но приличное. То есть это может быть кий, сделанный для себя, это может быть кий, сделанный в подарок, это может быть кий, который заказывает кто-то из друзей. И два или три случая было, когда я делал такие кии за границу. Вот. Всё. Потому что, в принципе, заказывать у меня кии для пула или для снукера нет никакого смысла, потому что…
ЕН, перебивает : За эти же деньги можно получить на Авито Пэрис…
ДМ: Конечно, да, у меня будет высокая цена, и я вот в этой своей цене, я не конкурентоспособен. Здесь я поэтому и говорю, что это — либо подарки, либо друзья, либо там скорее коллекционеры.
ЕН, сделавший у ДМ кий для пула/карамболя и для снукера: Либо как у меня с карамболем.
ДМ: Да, да, да, да, да.

Интервью брал в сентябре 2024-ого Евгений Никифоров
Серебряный призер Чемпионата Москвы по снукеру 6 красных 2023 года
Бронзовый призер Чемпионата Москвы по снукеру 15 красных 2023 года
Серебряный призер Чемпионата Москвы по карамболю 2023 года
Друг и помощник Дмитрия Мартьянова